Уже долгие годы традиционными дисками автомобилей всех производителей являются сварные штампованные ободья. И это совершенно не удивительно, так как эти элементы автомобиля очень просто изготовить и не требуется специального оборудования на заводе. Однако по сравнению с литьем они имеют целый ряд серьезных недостатков. Одним их самых важных минусов штамповки является их низкая точность при изготовлении. При производстве материал неоднократно нагревается, деформируется, проходит ряд механических обработок и в конце сваривается из двух половинок.
На данный момент в мировой практике машиностроения нет технологий, которые позволили бы сделать цельнотянутый стальной обод для автомобиля. Вторым минусом штамповки является их низкая прочность и коррозионностойкость. При езде обод из черного металла легко деформируется и последующие правки не приносят ничего путного. Ржавеют они тоже очень быстро и требуют постоянного ухода.
С литыми дисками дело обстоит совершенно по-другому. Эти изделия прекрасно справляются с интенсивной нагрузкой при движении, а также не подвержены коррозионному разрушению. В любом случае, если обод из легкосплава замялся его точно и быстро реставрируют в состояние нового. В связи с этим, легкосплавныые диски сегодня набирают все большую популярность. Таким образом, далее в статье рассмотрим подробнее распространенные сегодня литые ободья подробнее.
Литой диск, изготовление и материалы
Создание неповторимого и эксклюзивного вида Вашего автомобиля попросту невозможно без литых ободьев. Еще одним преимуществом «цветного» элемента колеса является его небольшой вес, а также высокая теплопроводность. Первое качество значительно снижает нагрузку на элементы рулевого управления и подвеску, а второе позволяет обеспечивать интенсивный теплоотвод от суппортов, которые иногда очень сильно разогреваются. А это в свою очередь позволяет увеличить тормозную способность машины. Сейчас элементы из легких сплавов изготавливаются двумя методами:
При ковке материала ему придается направленная внутренняя текстура. Это в свою очередь хорошо влияет на прочностные характеристики изделия. При литье металла, получается изделие с равномерной зернистой текстурой. Кованые изделия благодаря своей текстуре обладают более высокой твердостью и устойчивостью к внешним деформациям.
В тоже время в литом ободе не исключено развитие в начале микротрещины между отдельными зернами, а потом ее развитие и превращение в колоссальную макротрещину. Такая трещина может привести к расколу обода на части. Микротрещина в литом диске развивается вследствие небольших микродеформаций в объеме одного зерна металла. Про кованные легкосплавные изделия говорят так: скорее вся подвеска автомобиля сломается, чем с дисками что-то произойдет. На данный момент для изготовления легкосплавных дисков применяются следующие металлы: магний и алюминий. Если учесть технологию изготовления и материал, то можно составить ряд по увеличению прочности и долговечности: литые из магния, литые диски из алюминия, кованные из алюминиевых сплавов, кованные из магниевых сплавов.
Можно отметить, что самыми дорогими и соответственно прочными являются кованные магниевые диски. Вообще ободья из магниевых сплавов довольно дорогие, поэтому если Ваш автомобиль стоит менее 30 тысяч долларов, то вряд ли Вам стоит выбирать магниевое литье или ковку.
Что должно быть указано на диске, чтобы точно установить его на свой автомобиль? Этот вопрос у многих автовладельцев возникает при первом взгляде на маркировку литья. Первым делом следует полностью изучить метку производителя, должен стоять день изготовления, месяц, год. После этого выясняем материал диска и максимально допустимую массу на этот элемент. Далее на ободе следует отыскать две отметки контроля. Первая – это заводская метка внутрилабораторного контроля, которая указывается на соответствие химического состава и структуры с требованиями. Вторая метка – это соответствие характеристик диска требованиям ГОСТ или ISO. Если данных меток нет, то, скорее всего Вам пытаются продать «подпольно» изготовленный диск, за качеством которого никто не следил, и покупать его – это как купит кота в мешке (нет гарантии в точности его изготовлении и в том, что он не расколется через полгода). Далее подбираем типоразмер. 1-е число – это ширина в дюймах, 1-я буква – ниппельное оснащение, 2-е число – размер диска в дюймах, далее ЕТ и после них – вылет, после этого разболтовка, и в самом конце – это внутренний диаметр центрального отверстия. Таким образом, вы точно не ошибетесь в покупке легкосплавных литых/кованых дисков для автомобиля.